Этотъ заводъ находится въ городѣ Костромѣ и принадлежитъ г. г.Шиповымъ.
Учредителемъ завода былъ Д. П. Шиповъ, который рискнулъ пожервовать огромный капиталъ на устройство механическаго завода, въ большихъ размѣрахъ, ввѣривъ его не иностранцамъ, а русскимъ технологамъ. г.г. Вазинскому, Цыганову, Дубровину, Фишеру и Орлову.
<...>
Имѣя заводъ въ Костромѣ при р. Волгѣ, гдѣ рѣчное пароходтсво начало сильно развиваться и желая быть полезнымъ и на этомъ поприщѣ народной промышленности, г. Шиповъ рѣшился устроить заводъ свой въ такомъ видѣ, чтобы работа, какъ желѣзныхъ, такъ и деревянныхъ пароходовъ было для него спеціальною, въ слѣдствіе чего и приступлено было къ работѣ самыхъ пароходовъ, и весною 1857 года спущены были съ верфи этого заведенія 2 парохода : одинъ пассажирскій « Алексѣй », длина котораго по ватеръ-линіи 136 футовъ, шир. 18. фут., машина въ 35 силъ; другой пароходъ « Владиміръ » въ 60 силъ, сдѣланный по заказу Полковника Николя. Въ 1858 году спущено было 4 желѣзныхъ парохода : Константинъ, Александръ, Николай и Императрица Марія, въ 120 силъ каждый; изъ нихъ два буксирно -пассажирскіе и два буксирные.
Въ настоящее время заводъ состоитъ изъ 5 -ти каменныхъ зданій, онѣ заняты : отдѣленіями столярнымъ и литейнымъ, механическою мастерскою съ сборочной, помѣщеніями для двухъ паровыхъ машинъ и чертежной, котельною мастерскою, кладовыми для матеріаловъ и готовыхъ издѣлій и квартирами служащихъ на заводѣ. — Кромѣ каменныхъ зданій принадлежать заводу еще 7 деревянныхъ строеній, служащія для помѣщенія конторы, кузнецы, молотовой, артелей, складки угля и пр. Передъ заводомъ на отлогомъ берегу р. Костромы, который весною обыкновенно заливается водою, построены шесть больших сараевъ для сборки судовъ подъ пароходы, въ которыхъ устроено 26 -т желѣзныхъ горновъ съ желѣзными зонтами и печи для нагрѣванія желѣзныхъ листовъ. Изъ машинъ здѣсь находится 10 прессовъ для пробиванія дыръ въ листовомъ желѣзѣ, ножницы для рѣзки желѣза и 15 -т наковальныхъ машинъ.
<...>
Постройка желѣзныхъ пароходныхъ корпусовъ производитъ работъ по постройкѣ желѣзныхъ корпусовъ для пароходовъ и ихъ внутренней отдѣлки, отъ 6 до 8 пароходныхъ корпусовъ въ годъ, на сумму до 200,000.
<...>
Главныя издѣлія завода въ 1858 году составляли: а) Пароходы, которыхъ построено для К°. « Дружина » -8 на сумму 324,000 p. кромѣ того произведено разныхъ починокъ для пароходовъ разныхъ владѣльцевъ 10,000 р.
<...>
Пароходы приготовляются исключительно для К° « Дружина »; пароходные машины и котлы и исправленіе пароходовъ производится для разныхъ владѣльцевъ пароходовъ, заходящихъ въ Кострому.
(Из книги «Материалы для статистики и географии России, собранные офицерами Генерьного штаба. Костромская Губерния», составитель Я. Крживоблоцкий, 1861 год, стр. 329-337)
Упоминаемые судовладельцы: «Дружина», пароходное общество.
Упоминаемые судоверфи: Шипова механический завод в Костроме.