Великий Князь Михаил Николаевич, вследствие ходатайства, обращенного к Его Императорскому Высочеству, изъявил согласие принять звание Почетного Президента Сибирско-уральской [Научно-Промышленной] выставки.
В Работках, Исадах и Васильсурске, трех первых от Нижнего-Новгорода пароходных станциях, Их Императорские Высочества не останавливались. Пристани на этих станциях были украшены национальными флагами, ветвями и цветами и все побережье усеяно жителями.
До Исад впереди парохода „Ярославль”, на котором следовали Их Императорские Высочества, шел пассажирский пароход братьев Каменских „Отец”, также направлявшийся в Пермь. В Исадах, против коих, на другом берегу Волги, стоит бывший некогда богатым город Макарьев, ныне совсем не видимый с Волги, так как его заслоняет Макарьевский Желтоводский монастырь,—пароход „Отец” делал остановку, а пароходы „Ярославль” и сопровождавший его „Межень” прошли мимо и опередили „Отца”, следовавшего отсюда тотчас за ними до Козмоденьянска.
Мимо Васильсурска, жители которого и местные власти собрались у пристани, Их Императорские Высочества проследовали в 8 часов вечера, отвечая на восторженные приветствия народа и властей. На пути от Васильсурска до Козмодемьянска, когда стемнело, на плотах и по берегу были зажжены фонари, плошки и костры.
Красивая иллюминация Козмодемьянска, первого на пути города Казанской губернии, в 199 верстах от Нижнего-Новгорода, была видна с Волги еще за пять верст от города. Вся гора, колокольни храмов, каланча, прибрежные дома и пристани пароходов блистали разноцветными огнями. Народу на Козьмодемьянском берегу собралось более 10.000 человек. При громких кликах „ура”, „Ярославль” прибыл к Козмодемьянску в 10 часов 45 минут вечера. Здесь, почти на границе губернии, Их Императорские Высочества были встречены Казанским губернатором, тайным советником Н. Е. Андриевским, начальником губернского жандармского управления и местными уездными властями. От губернии и города Их Императорским Высочествам был поднесен хлеб-соль, от жителей поднесена стерлядь, а от инородческого женского монастыря—икона. Великие Князья сходили не надолго на берег, здороваясь с обрадованным народом.
В дальнейшем пути по Волге был красиво иллюминирован город Чебоксары, мимо которого „Ярославль” прошел пред рассветом, около 1 часу ночи. В Мариинский посад или Сундырь Высокие Путешественники прибыли в 4-м часу утра. Посад был украшен флагами и зеленью также, как и следующая пристань Козловка; народу везде по пути было множество. Путь от Козмодемьянска до Казани был сделан без остановок.
В Казань Их Императорская Высочества прибыли 8-го июня, в 8? часов утра. Пароходы „Ярославль” и „Межень” взяли необходимое для дальнейшего пути количество нефти, а затем „Ярославль” подошел в Самолетовской, красиво убранной флагами и зеленью, пристани. Все другие пристани были тоже изящно убраны. Их Императорские Высочества
Около полудня, миновав пристань большого села Богородска, в 5—6 верстах выше слияния Камы с Волгою, пароход Их Императорских Высочеств вступил в Каму. Между устьем Камы и Чистопольскою пристанью, до которой Их Высочеств провожал Казанский губернатор, к пристаням Лаишевской, Мурзихинской и Рыбно-Слободской собирались десятки тысяч русских крестьян и татар с семействами. Пестрые, ярких цветов, костюмы женщин, смешиваясь с флагами, ветвями и гирляндами, украшавшими пристани, представляли с реки очень живописную картину. Пропустив пароход с Великокняжеским штандартом мимо пристани, народ 2—3 версты бежал вслед за ним, оглашая берега мощным „ура”.
К г. Чистополю, представляющему собою одну из главнейший хлебных пристаней Камского бассейна, пароход „Ярославль” прибыль в 12-м часу ночи и пристал к пароходной пристани Лебедева, близ города. Сойдя с парохода на пристань, Великий Князь Михаил Николаевич, встреченный местным административным персоналом и представителями города и земства, удостоил принять поднесенную Ему от города хлеб-соль. Его Императорское Высочество вместе с Августейшим Сыном сошел на короткое время по мосткам пристани, покрытым коврами, к берегу, раскланялся с народом и затем возвратился на пароход, который немедленно отправился в дальнейший путь. Народ начал собираться для встречи Высоких Путешественников с 4 часов вечера. Громогласное многотысячное „ура” потрясало воздух во все время пребывания Их Императорских Высочеств на пристани и долго не умолкало по уходе парохода. Все. пристани и здания, находящиеся близ берега, были иллюминированы и убраны цветными материями. На противоположном берегу Камы ярко горело несколько десятков костров.
В течение ночи и следующего дня пароход Их Императорских Высочеств, миновав Соколки, Елабугу, Челны, Пьяный-Бор, где была кратковременная остановка, Каракулино и Березовку с массой расположенных между ними сел и деревень, прибыл ночью на 10-е июня к г. Сарапулу, Вятской губернии. Пристани и дома горожан и крестьян были везде на пути красиво убраны; ночью зажигалась иллюминация.
Сарапул находится в 450 верстах от Перми по течению р. Камы. Близ этого города, занимающего красивое местоположение на левом нагорном берегу Камы и являющегося одним из крупных торговых пунктов на этой реке, находится южная граница Пермской губернии— река Буй, приток Камы, отделяющая Пермскую губернию от Уфимской; западная же граница Пермской губернии, отделяющая ее от Вятской, проходить выше Сарапула. Поэтому, еще за сутки до вступления Их Императорских Высочеств в пределы Пермской губернии представители губернии: губернатор, действительный статский советник В. В. Лукошков и председатель Губернской Земской Управы К. Я. Пермяков с депутациею из гласных выехали из Перми на казенном пароходе „Восток” на встречу Августейшим Путешественникам в г. Сарапул. Здесь также встречали Их Императорских Высочеств Вятский губернатор, действительный статский советник А.Ф. Анисьин и начальник Вятского жандармского управления, выехавшие на Сарапульскую пристань. Их Императорские Высочества прибыли к Сарапулу в 12? часов ночи.
По отбытии из Сарапула одновременно пароходов „Ярославль”, „Межень”, „Восток”, который прибыл из Перми с губернатором, и сопровождавшего их парохода „Полюд”, долго по течению Камы слышались клики народного восторга. Пермский губернатор и представители земства следовали с Их Императорскими Высочествами до Перми, путь до которой от Сарапула был сделан в 30 часов. На всех пристанях до Перми, также, как и в предшествовавшие дни, в пределах Нижегородской, Казанской и Вятской губернии, ко времени прохода Великокняжеского и сопровождавших его пароходов, собирались во множестве жители в лучших праздничных одеждах. В уездных городах Осе и Оханске, Пермской губернии, Их Императорских Высочеств, имевших у этих городов коротая остановки, местное городское и уездное общества встречали хлебом-солью.
К Оханску, последнему на пути до Перми городу на Каме, Их Императорские Высочества прибыли 10-го июня, около 10 часов вечера. К этому времени, в ожидании прибытия Августейших Путешественников, народ из города и селений большими толпами собрался на пристани и по берегу Камы против города. Все городские здания на берегу были разукрашены флагами, равно как и все суда, стоявшие у Оханской пристани. Пристань, у которой должен был остановиться Великокняжеский пароход, была убрана гирляндами из зелени и множеством разнородных флагов, а её крыша увенчана большим вензелем с инициалами имени Великого Князя Михаила Николаевича и флагом Его Императорского Высочества. Пред самым появлением Великокняжеского парохода, крыша пароходной конторки осветилась множеством плошек, отбрасывавших красный блеск на зеркальную поверхность реки и освещавших панораму берега, унизанного народом.
Наступили почти полные сумерки. Когда в виду пристани показались ожидаемые с нетерпением пароходы, в одну минуту весь берег и пристани огласились кликами народа, переливавшимися из конца в конец. Пароходы шли сначала у противоположная берега, почему думалось, что они пройдут мимо города; затем, почти поравнявшись с конторками, вдруг, к радости и удовольствию населения, шедший в средине других пароходов Великокняжеский пароход начал выдвигаться из линии и направился к иллюминированной конторке.
Августейшие Путешественники показались на передней палубе парохода, встречаемые радостными кликами „ура”, не умолкавшими до самого вступления Великого Князя Михаила Николаевича на конторку.
Ночью Их Императорские Высочества проследовала мимо Таборов и Нытвы, последних пред Пермью пароходных станций. и рано утром, вскоре после полного рассвета, стали приближаться к Перми. В 15 верстах от Перми Великокняжеский и сопровождающие его пароходы стали на якорь, чтобы иметь возможность прибыть в город в более удобное время, между 9 и 10 часами утра.
Накануне прибытия Их Императорских Высочеств в Пермь, 11-го июня, в 10 часов утра, город принял праздничный вид: берег Камы, пристани, суда и железнодорожный вокзал, расположенный против пароходных конторок, подъемы, площади города и дома были украшены флагами, щитами, гирляндами из зелени и цветов и многочисленными вензелями; на площадях и перекрестках были воздвигнуты арки. Массы городских и подгородних жителей потянулись к пристани еще с 6 часов утра. В восьмом часу утра из города отправились встречать Августейших Гостей два двух-ярусные парохода братьев Каменских: „Отец”, ночью прибывший в Пермь, и „Василий”, на коих собралось столько публики, сколько могли вместить эти пароходы, предложенные горожанам, для встречи Их Императорских Высочеств гг. Каменскими бесплатно. Оба парохода были красиво убраны флагами и зеленью: на одном из них был оркестр военной музыки, на другом—хорь песенников. Пароходы встретили „Ярославль” и сопровождавшие его „Межень”, „Восток” и „Полюд” там, где они стали рано утром на якорь, и, отсалютовав флагами, заняли места по бокам Великокняжеского парохода.
Кама под Пермью верст на десять идет прямым руслом и на таком расстоянии стала видна флотилия, сопровождавшая Их Императорских Высочеств, причем издали все пароходы представляли одну сомкнутую группу. Как только на реке показалась флотилия в кафедральном соборе начался благовест, возвестивший городу приближение радостного момента; вскоре затем зазвонили на колокольнях всех Пермских храмов. Пароход „Ярославль”, на верхнюю площадку которого Их Императорские Высочества вышли, вместе со свитою и сопровождавшим их губернатором В. В. Лукошковым, еще за несколько верст от Перми шел впереди, под Великокняжеским штандартом; за ним в нескольких саженях следовал „Межень”, а по бокам их—выходившие на встречу с публикою, оркестром и хором пароходы „Отец” и „Василий”. Сзади „Межени” шел „Полюд” Любимова, с оперною труппою, а в некотором расстоянии за ним — шестой, казенный пароход „Восток”, привозивший из Перми в Сарапул губернатора и представителей земства. Берега, спуски, плоты, пристани пароходов, каждый уголок на протяжении двух верст от начала „заимки”—все было усеяно тесно сомкнутою массою народа. Поравнявшись с „заимкою”, вдоль которой по берегу находятся пароходостроительные заводы бр. Каменскпх и Любимова, все шесть пароходов, один за другим, продолжительными свистками, сливавшимися с восторженными кликами народного гимна, исполнявшегося оперными певцами, хором песенников и оркестром на пароходах,—возвестили о прибытии Августейших Гостей. Подходя к пристани, „Ярославль” повернул к конторке Каменских, а прочие пароходы, при звуках „Славься, славься”, направились к другим конторкам. Их Императорские Высочества милостиво раскланивались с народом с площадки „Ярославля”.
Когда „Ярославль” пристал к конторке, Его Императорское Высочество Великий Князь Михаил Николаевич, сопровождаемый Августейшим Сыном и генерал-адъютантом Софиано, адъютантами и губернатором, сошел по мосткам.. покрытым коврами, на пристань.
[19 июня Великий князь с сыном прибыли на поезде в Березники и собрались посетить Усолье.] После обеда, Их Императорские Высочества изволили выйти на балкон, приветствуемые восторженными кликами народа. Вскоре Великие Князья прибыли на ожидавший уже их пароход „Ярославль”, чтобы переехать в Усолье.
Рано утром, не доезжая нескольких верст до Перми, пароход стал на якорь; около 9 часов показались два парохода, вышедшие из Перми на встречу Их Императорским Высочествам. На обоих пароходах, расцвеченных флагами и переполненных публикою, помещалось по оркестру музыки. Пройдя мимо парохода „Ярославль”, снимавшегося уже с якоря, пароходы сделали поворот и сопровождали Великокняжеский пароход до Перми, где была назначена короткая остановка. Когда „Ярославль” проходил мимо Мотовилихинского завода, со стоявшей на берегу батареи было сделано несколько салютов. Когда пароход подходил уже к пристани, другой пароход—„Отец”, прибывший из Перми с хором и оркестром музыки, обошел конвоировавший „Ярославль” пароход „Межень” и шел на близком расстоянии от Великокняжеского парохода: у последнего оборвалась рулевая цепь и он быстро повернулся поперек фарватера. Еще мгновение и „Отец” врезался бы в „Ярославль”, но, благодаря находчивости командовавшего „Отцом” капитана, г. Петрова, моментально давшего задний ход, „Ярославль” успел выскользнуть из-под носа налетавшего на него парохода. Цепь была быстро исправлена и „Ярославль” благополучно подошел к пристани.
Вслед за „Ярославлем”, в некотором отдалении, последовали три парохода с публикою, пожелавшей проводить Дорогих Гостей. В 12 верстах от Перми, „Ярославль” остановился, чтобы отпустить сопровождавшие его пароходы. В то время, как последние делали оборот, проходя мимо Великокняжеского парохода, оркестр играл „Боже, Царя храни”. Их Императорские Высочества изволили выйти на верхнюю палубу и милостиво раскланялись с провожавшим Их народом.
От Перми „Ярославль” следовал, не останавливаясь, до Гальян. Все попутные пристани были украшены, как и в первый путь Их Императорских Высочеств; массы народа стекались на берег, в надежде еще раз увидеть Августейших Членов Царской Семьи. В особенности блистательно была иллюминирована Пожевская пристань, где пароход должен был пройти ночью. Приближаясь к пристаням, „Ярославль” всякий раз уменьшал ход и Их Императорские Высочества выходили на мостик, чтобы приветствовать народ, проявивший столько любви и преданности во все время пребывания Августейших Посетителей в пределах Пермской губернии.
21-го июня, рано утром, „Ярославль”, в нескольких верстах от Гальян бросил якорь. Около 10 часов на „Ярославль” был приглашен с „Межени” председатель Губернской Земской Управы, г. Пермяков, которого Его Императорское Высочество удостоил продолжительной беседы. После завтрака, пароход снялся с якоря и подошел к пристани „Гальяны”
В ожидании прибытия Их Императорских Высочеств к Казанской пристани, на дебаркадере пароходства Зевеке, убранном флагами, зеленью и коврами, собрались высшие чины всех ведомств Казани и представители дворянства, земства, города и сословий: купеческого, мещанского и ремесленного. Берег был покрыть массами народа. Пароходы, здания пристани, пароходные конторки и суда, расцвеченные флагами, вместе со множеством народа, одетого в праздничные костюмы и оживлявшего всю пристань, представляли весьма красивую картину. Пароход „Ярославль” и сопровождавший его пароход „Межень” показались из-за колена р. Волга, находящегося против Старой Бакалдинской пристани, в 6 часов 20 минуть, и вся пристань огласилась громким ”ура”, не прекращавшимся до схода Их Императорских Высочеств на конторку пароходства Зевеке, занятую встречающими властями.
[В середине следующего дня] простившись с городскими властями, Их Императорские Высочества, при несмолкающих кликах народа, к которому присоединились артиллерийские солдаты, явившиеся из лагеря и выстроившиеся на берегу в три колонны, вошли на пароход „Ярославль”, отвечая поклонами на приветствия народа. В 12? часов на пароходе взвился Великокняжеский штандарт, оркестр военной музыки исполнил марш, под звуки которого, слившиеся с кликами народа, пароход Их Императорских Высочеств тронулся в дальнейший путь к Нижнему-Новгороду. На всем пути было такое же ликование народа, украшения и иллюминация, как а при следовании в Пермь.
К Нижнему-Новгороду Их Императорские Высочества прибыли 25-го июня, в 3 часа пополудни. По заранее определенному маршруту, было известно, что Их Императорская Высочества не остановятся у пассажирской пароходной пристани, а проследуют прямо в Сормовский затон для осмотра работ на реке Волге. Поэтому, в Сормове для встречи Их Императорских Высочеств собрались все высшие должностные лица города: представители дворянства с губернским предводителем, городской голова и председатель земства с гласными и другие начальствующие лица различных учреждении города. Собравшийся во множестве народ восторженно приветствовал прибытие Августейших Путешественников. На пристани Их Императорские Высочества были встречены хлебом-солью и затем подробно осматривали Сормовские сооружения Министерства Путей Сообщения для зимовки пароходов и судов с грузами и охраны их во время весеннего ледохода. По окончании осмотра работ, Их Императорские Высочества отправились на пароходе „Ярославль” в город к казенной пристани у плашкоутного моста, [закончив там свое путешествие по Волге].
Информация об упоминаемых в очерке С. Кельцева казенных пароходах
(Данные приводятся по ”Списку паровых судов, плававших по внутренним водным путям Европейской России в 1897 году.”)
Восток - служебный колесный с железным корпусом пароход министерства путей сообщения. Построен в г Череповце на заводе Милютина в 1877 г. Номинальная мощность установленной на пароходе машины - 20 сил. Длина парохода - 17 саженей, 1 аршин и 7 вершков (38.23 м), ширина с кожухами - 4 сажени и 7 вершков (8.85 м), ширина корпуса без кожухов - 2 сажени и 7 вершков (4.58 м), высота судна (по середине длины судна без надстроек) - 1 сажень и 3 вершка (2.27 м), осадка порожнего судна - 4 четверти аршина и 2 вершка (.8 м), осадка судна при полной нагрузке - 5 четвертей аршина (.89 м).
Межень - буксирный колесный с железным корпусом пароход министерства путей сообщения. Построен в Сормово на заводе Бенардаки в 1885 г. Номинальная мощность установленной на пароходе машины - 120 сил. Длина парохода - 28 саженей (59.74 м), ширина с кожухами - 7 саженей и 14 вершков (15.56 м), ширина корпуса без кожухов - 4 сажени (8.53 м), осадка порожнего судна - 4 четверти аршина и 1 вершок (.76 м).
Ярославль - служебный пароход министерства путей сообщения, на котором плыли великий Князь и его сын плыли по Волге и Каме. Пароход был построен в Нижнем Новгороде на заводе Колчина в 1865 году и был самым старым из всех казенных пароходов, участвовавших в поездке великих князей. Пароход колесный, в железном корпусе, номинальная мощность установленной на пароходе машины - 40 сил. Длина парохода - 22 сажени, 1 аршин и 5 вершков (47.87 м), ширина с кожухами - 4 сажени и 1 аршин (9.25 м), ширина корпуса без кожухов - 2 сажени и 1 аршин (4.98 м), высота судна (по середине длины судна без надстроек) - 1 сажень и 3 вершка (2.27 м), осадка порожнего судна - 5 четвертей аршина (.89 м).
(Отрывки из очерка С. Кельцева "Путешествие их Императорских Высочеств Великих Князей Михаила Николаевича и Сергея Михайловича", опубликованного в его книге "Из поездки на Урал" (Москва, Типография общества полезных книг. Моховая, д. Корлецкой, 1888г.))
Упоминаемые суда: Отец, Полюд, Василий..