Дело было на любимовской «Волге»…
Началось с того, что явились два дюжих матроса и, сняв с машины покров, попробовали передвинуть ее поближе к борту, так как только в этом случае водоприемный рукав мог доставать реки…
С первого раза это им не удалось.
− Прримерзла! – сказал один из матросов и, взявшись покрепче, они оба оторвали приросшую к своему месту машину…
Придвинули к борту, спустили в воду рукав, другой рукав разложили по палубе и стали качать. Качали долго и упорно, а из брандспойта хоть бы капля…
− Стой, Федор, должно, воздух попадает; подвинем поближе…
Придвинули на самый край борта, закачали снова и не выкачали ни одного стакана.
− Попробуем из ведра
Вынули рукав из реки, подняли наверх, опустили в ведро с водой.
Машина быстро всосала в себя все ведро…
− Поди, сходи, Федор, за механиком…
Явился механик.
− Ну, что, не берет снизу?
− Не берет, Яков Иваныч, снизу, а вот из ведра все «выхлябыват»…
Яков Иванович тряхнул своими познаниями и принялся ощупывать упрямую машину…
− Машина хорошая, − решил он, − должна брать… Отпусти-ка рукав в воду!..
Рукав снова опустили в воду и Яков Иванович, не доверяя качанию матросов, принялся сам качать.
Толку вышло не больше.
− Ну что, не берет? – бросил трудившимся случайно проходивший мимо помощник командира.
− Не берет, − ответил ему один из матросов. – В прошедший раз на нижней палубе брала, а здесь не берет…
Помощник проследовал дальше, очевидно, не признавая за собою права давать какие-либо советы «механику»…
С стоявшего рядом казенного парохода указывали на то, что машина стоит слишком высоко над водой, и поэтому не может поднять ее на такую высоту, но это довольно правильное объяснение не убедило Якова Ивановича, и он, повозившись еще около машины, решил, что ее нужно смазать салом…
Вся эта процедура длилась около получаса…
Какое же заключение напрашивается, в конце концов?
Машина, которая «выхлябыват» воду только из ведра, поставленного наверху, и не в состоянии поднять ее из реки, очевидно, не может нести свою полезную службу на верхней палубе, и должна быть перемещена на нижнюю.
Мы не отрицаем того, что на всех любимовских пароходах есть паровые пожарные насосы, но раз поставлены еще и ручные машины – последние должны в полной мере отвечать своему назначению, а не служить только украшением.
Г. В.
(Из газеты «Пермские губернские ведомости», 1905 год, 14 июля, № 149, стр. 2. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Волга.
Упоминаемые судовладельцы: «Любимов Иван и К°», акционерное общество..