Врача А. Холина.
Чума, успевшая свить себе прочное гнездо в Астраханской губ., понемногу продвигается вперед. Представители врачебных организаций Саратовской и других волжских губерний, вместе с представителями казенных учреждений, организуют совместные совещания, изыскивая способы борьбы со страшной гостьей, учитывая значение наступающей навигации в смысле появления и развития чумной эпидемии. Как велико в данном случае общего санитарного состояния волжского бассейна и, в частности, пароходов и волжских пристаней, говорить не приходится. Мне в продолжении целой навигации пришлось наблюдать жизнь Волги именно с этой стороны в должности пароходного фельдшера.
Какое скопление народа; сотни тысяч людей тянутся на Волгу со всех концов России: кто за отдыхом после зимней, нервной жизни городов, кто в поисках заработка, кочуя из одной волжской губернии в другую, пользуясь сравнительно дешевым тарифом пароходного сообщения; добрая половина прибрежных деревень, самая здоровая, трудоспособная часть населения, покидает на полгода родную избу в поисках заработка, заполняя собою кадры грузчиков, матросов и буфетной прислуги на пароходах. Как велико значение такого скопления людей в смысле эпидемических заболеваний – говорить не приходится. Тяжелый урок 1910 г., когда все Поволжье или, вернее, вся Россия была застигнута врасплох небывалой вспышкой холерной эпидемии, несколько оживил деятельность и Казанского врачебного округа. Среди прочих мероприятий, медицинско-санитарный надзор с берегов Волги был распространен и на пароходы; на последних пароходной администрации было вменено в обязанность иметь фельдшерский персонал в продолжение всей навигации. Обязанности медицинского персонала на пароходе заключались: 1) подача первой медицинской помощи, 2) общий санитарный надзор за пароходом. И насколько, действительно, медицинский персонал был полезен в первом случае, настолько в области санитарного надзора ему приходилось играть чисто пассивную роль по независящим обстоятельствам. Об этих-то обстоятельствах, насколько позволяет объем журнальной статьи, мне и хочется поговорить.
Степень загрязненности определенной площади находится в прямом отношении к количеству людей, пользующихся данной площадью и в обратном отношении к культурности этих людей. Неимущий и некультурный элемент всегда дает большую загрязненность при одной и той же площади и одинаковом количестве людей. Отсюда ясно, что за картина получится в санитарно-гигиеническом отношении, если неимущий и некультурный элемент будет поставлен в совершенно обратные условия существования, т.е. если площадь пользования будет урезана до минимума, а количество неимущих людей, пользующихся данной площадью, будет увеличено до максимума. В таких именно условиях и находятся на всех почти волжских пароходах пассажиры IV класса.
Из данных плана нашего парохода («Василий Лапшин» О-ва Русь, конструкция 1909 г.) и отчетности пассажиров в навигацию 1910 года, мы получим следующие цифры относительно площади каждого из четырех классов, количества полагающихся на каждый класс за один рейс пассажиров, пользующихся в действительности отведенной площадью на каждый класс в среднем на один рейс (считая 12 рейсов в навигацию).
|
I кл. |
II кл. |
III кл. |
IV кл. |
Итого |
Площадь каждого класса |
2788 кв. ф. |
2826 кв. ф. |
2530 кв. ф. |
1544 кв. ф. |
9688 кв. ф. |
Движение пассаж. за навигацию 1910 г. |
502 пас. |
2238 пас. |
6068 пас. |
24652 пас. |
33460 пас. |
Нормально на рейс пассажиров |
86 |
108 |
208 |
440 |
852 |
В среднем на рейсе в 1910 г. |
42 |
187 |
505 |
2055 |
2789 |
Разбираясь в данной таблице, мы видим, что нормально в среднем на рейс на всю площадь пассажирского пользования приходится 852 человека; в действительности же в среднем в рейс провозится 2789 пассажиров. Куда же упихивается вся эта масса избыточных пассажиров, не учтенная при распланировке пользования площадью парохода? Обращаясь опять к таблице, мы видим, что I кл., нормально рассчитанный на 86 пассажиров в рейс, в действительности в среднем провозит 42 человека; следовательно, площадь пользования увеличивается в два раза сверх нормы.
Во II кл. отношения уже несколько иные; площадь, рассчитанная нормально на 108 пассажиров в рейс, в действительности используется в среднем 187 человеками; в соответствии с этим переполнением, в момент наибольшего движения пассажиров, администрация парохода использует обычно так наз. рубки – столовые.
Площадь III кл. приблизительно на 300 кв. футов меньше каждой из площадей I и II классов, количество же пассажиров, пользующихся этой площадью, в 3 раза больше I и в два раза больше II классов при нормальных отношениях; в действительности провозится в 12 раз больше I кл., почти в 3 раза больше II кл. и в 2½ раза больше нормального полагающегося количества пассажиров на данную площадь. Несмотря на такое переполнение, III кл. в смысле чистоты представляет все-таки удовлетворительную картину. Прежде всего, это объясняется составом пассажиров III кл.; услугами последнего пользуются в большинстве случаев экскурсии учащихся и учителей. Каюты от 3 до 12 мест и большая общая каюта на 152 человека с широкими проходами между спальными лавками; столики, большое количество окаренков под отбросы и, главное, каждый пассажир пользуется отдельным нумерованным местом. Это последнее обстоятельство имеет весьма существенное значение в сохранении чистоты. Получив место и сознавая, что к нему никого не подсадят, пассажир уже и относится к нему, как к своему месту, охраняя и оберегая его чистоту. Кроме того, нумерация мест лишает возможности администрацию парохода использовать отведенную площадь в смысле сверхнормальной ее доходности, и отмечаемое в таблице переполнение III кл. обусловливалось взаимным соглашением пассажиров с администрацией парохода. Затем скопление пассажиров в III кл. в продолжение дня в достаточной степени разгружается помещениями I и II классов, которые используются ими в смысле столовых и салонных, доступных пароходному общежитию, развлечений. Все эти обстоятельства, при наличности незначительного внимания администрации к III классу, дают возможность поддерживать в нем чистоту.
В чистоте I, II и III классов, а также в свежести продуктов буфета, администрация парохода в значительной степени заинтересована и сама; это – лучшая реклама для парохода; определенный штат прислуги занят исключительно поддержанием чистоты на указанной территории парохода и он отлично справляется с этой задачей, почти без понуждений со стороны администрации; единственно, на что приходилось обращать внимание, это – на помещения самой прислуги; насколько она старается навести лоск в указанных классных помещениях, настолько она неряшлива по отношению к своим каютам. Незначительные дефекты в смысле чистоты в содержании ледников с провиантом и кухни были устранены почти без всяких возражений со стороны администрации.
Сравнивая по таблице площадь IV кл. и количество пассажиров, пользующихся этой площадью, с таковыми же данными относительно первых трех классов, мы видим, где размещается тот избыток пассажиров, перевозимый пароходом сверх нормы, видим, что принцип наибольшего загрязнения площади, т.е. минимум площади и максимум некультурных людей, пользующихся этой площадью, получил здесь самое широкое применение.
Площадь IV кл. приблизительно вдвое меньше площади каждого из первых трех классов, а пассажиров в IV кл. провозится в 72 раза больше, чем в I кл., почти в 12 раз больше, чем во II кл., в 4 раза больше, чем в III кл. и почти в 5 раз больше нормально полагающегося количества на данную площадь. По социальному положению большинство пассажиров IV кл. – чернорабочие, ищущие заработка или возвращающиеся с него; нередко едут целыми семьями, с детьми, старцами и домашним скарбом. В периоды наибольшего движения пассажиров, при утреннем обходе парохода с трудом двигаешься по узкой палубе IV кл.; все сплошь забито людьми и котомками: и на скамьях, и на полу, сидят, лежат и стоят, где и как только возможно – все забито пассажирами. В самом помещении IV кл. три сквозных пролета, по обе стороны пролетов – двухэтажные нары, на которых и ютится большинство пассажиров, проводя там же большую часть дня, за отсутствием места для прогулок. Такое переполнение площади IV кл. сопровождается отсутствием самых примитивных технических приспособлений: столики отсутствуют, палубные скамейки используются палубными пассажирами, окаренки, по два на пролет, быстро или заполняются пищевыми отбросами или вообще куда-то исчезают в общей суматох; положение таково, что пищевое довольствие совершается на тех же нарах.
Несостоятельность пассажиров IV кл. не позволяет им пользоваться дорогим буфетом парохода; все пищевые продукты закупаются на пристанях. Береговая продажа продуктов, как приходилось наблюдать, едва ли пользуется должным санитарным надзором. Самым ходовым продуктом является ситный хлеб и, смотря по сезону: арбузы, дыни, яблоки, огурцы и всевозможные жареные, мясные и рыбные. Кроме сомнительной свежести, все продукты покрыты изрядным количеством береговой пыли; все жареные продаются обычно с больших, ничем не покрывающихся противней. Весь этот продукт уничтожается пассажирами IV кл. на нарах, вся несъедобная доля этих продуктов в большей своей части делается достоянием пола и нар. Отсутствие горячей жидкой пищи вызывает большую потребность в чаепитии, которое, естественно, происходит опять-таки на нарах; недостаточность окаренков, неудобство сообщения верхних нар с полом вынуждает пассажира чаевые опивки сплескивать на пол или около себя же на нарах. Несъедобные отбросы, покрытые пылью, смоченные чаем, превращают пол в сплошную, зловонную грязь, переносимую на ногах в достаточном количестве и на нары. И в такой обстановке пассажиры нередко живут в продолжение девяти суток при движении с Астрахани на Нижний. Что может быть благоприятнее, чем только что описанное состояние IV кл., для развития эпидемий какого угодно характера? Куда только не разнесутся всевозможные болезнетворные агенты с пассажирами, стекающимися на Волгу со всех концов России?
Надо заметить, что IV кл. на описываемом пароходе находится в лучших условиях, чем на других, так как он спланирован в одной плоскости с первыми тремя классами на верхней палубе. Выгодная сторона такого положения IV кл. заключается в том, что здесь пассажир вполне отделен от груд товара, чего нет на других пароходах, где IV кл. спланирован, в большинстве случаев, на нижней палубе или в трюмах – самые загрязненные части парохода, как места нагрузки и выгрузки товара. Кроме того, верхняя палуба, благодаря большому количеству расположенных друг против друга дверей, широко вентилируется сквозным ветром, тогда как на нижней палубе, в целях сохранности товара, таких отверстий в момент плавания оставляется минимум, что при близости машинного отделения создает страшную духоту в помещении. Однако, столь выгодное положение IV кл. на нашем пароходе нисколько не гарантировало его мало-мальски приличного состояния в санитарном отношении. Из вышеизложенного ясно, что антисанитарное состояние IV кл. находится в зависимости, главным образом, от переполнения его пассажирами; администрация парохода в пять раз сверх нормы увеличивает доходность площади IV класса; пассажирское движение по IV классу это один из главных источников доходности пароходных О-в и, конечно, не под натиском фельдшера пароходные Об-ва откажутся от такой выгодной эксплуатации площади IV класса. Правда, у пароходного фельдшера есть некоторая возможность бороться с перегрузкой парохода пассажирами; он может вести переговоры по этому поводу с администрацией парохода, в случае неисполнения его желаний он может составить протокол на ближайшие пристани; зато можно быть уверенным, что на следующей пристани придется оставить пароход и самому фельдшеру; ведь он находится в полной зависимости от администрации Об-ва; он обязуется, подписывая контракт, прослужить до конца навигации, а не Об-во продержать его служащим до указанного срока.
Отсюда ясно, что оздоровление и приведение волжских пароходов в более удовлетворительное санитарное состояние должно взять на себя более компетентное и власть имеющее для этого учреждение, каковым и является в данном случае Казанский врачебный Округ. Главными задачами последнего, в вышеуказанных целях, должны быть, по нашему мнению:
-
Освобождение от зависимости в материальном и договорном отношении пароходного медицинского персонала от администрации пароходных Об-в, чем обеспечивается большая свобода действий персонала.
-
Полная изоляция пассажиров от груза, что достигается расположением площади IV кл. на верхней палубе и закрытием IV кл. на тех пароходах, где это невозможно по каким-либо соображениям.
-
Изыскать те или другие способы фиксации количества пассажиров на площадь IV класса. Действительной мерой в данном случае, по нашему мнению, явилась бы организация нумерованных мест и обязательная для всех пароходных Об-в фиксация тарифа по движению в IV кл., что, наряду с более независимым положением пароходного фельдшера, дало бы возможность точно учитывать наличность пассажиров сообразно с определенным количеством мест и этим предупреждать предпринимательские аппетиты пароходной администрации в явный ущерб санитарному состоянию парохода.
-
Усиление санитарного надзора за береговой продажей продуктов.
(Из журнала „Медицинское обозрение“, 1914г., № 8 стр. 741-746.
Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Василий Лапшин..