[1892.04.06] Судовая катастрофа в Молитовке в апреле 1892 года
Злобою дня в Н. Новгороде в последние дни были беспорядки, обнаруживавшиеся при взводке судового каравана в затон при Молитовке и едва не послужившие поводом к более серьезной катастрофе. Караван, зимующий в Молитовке, каждый год перед ледоходом вводится в затон. Последний представляет собой вполне безопасное место для стоянки судов, но затон этот мелководен, и при малой весенней прибыли вводка в него судов всегда запаздывает. То же самое случилось и в этом году.
Ледоход на р. Оке начался при очень невысоком уровне воды (менее 4 арш.) и застал судовладельцев врасплох: суда их не были введены в затон. Причиной этого запоздания отчасти послужили и те неурядицы, которые возникли между владелцьами из-за очереди постановки судов.
В Молитовке в нынешнем году поставлены были на зимовку: 6 пассажирских и 19 буксирных пароходов, 4 баркаса речной полиции, 8 дебаркадеров, 59 баржей и до 35 др. судов: гусянок, полубарок, коломенок, дощаников и пр. Здесь же стояли 23 плашкоута. Распорядителями в затоне по вводке каравана избраны были три лица: М.М. Кашин, г. Березин и Н.И. Волков, причем фактически распоряжались только последние двое. Еще задолго до ледохода распорядители составили список (очередь), по которому пароходы и суда должны бил вводиться в затон. Против этой очереди восстали владельцы и командиры пароходов и вечером, 5 апреля, накануне ледохода, составили новый список.
На следующий день, 6-го апреля, с раннего утра началась спешная вводка пароходов – нужно было спасаться от льда. Но и здесь дело не обошлось без инцидентов. Пароход купца М.Я. Кожебаткина «Александра», желая пройти в затон, выбрал путь между двумя баржами и подал чалку на стоящую здесь шаланду. Но, в это время, с парохода «Князь Пожарский» командир потребовал, чтобы чалку обрубили, и послал для этого своих матросов на шаланду. Приказание было исполнено и пароход «Александра» понесло было в сторону…
Владелец парохода отправляется лично сам на шаланду, отстраняет матросов «Пожарского», требует чалку с своего парохода и хочет снова укрепить ее на шаланде…
Тогда один из служащих «Пожарского» бросился в общей суматохе на Кожебаткина… Но этим дело не ограничилось:
– Спускайте его в трюм! – скомандовал кто-то из бывших на шаланде…
Неизвестно, чем кончилась бы эта история, если бы на место действия не явились постовые речной полиции, которые умиротворили судовладельцев… Затем снова возникли споры об очереди вводки пароходов в затон, – о составленном списке забыли, так как каждый заботился только о том, чтобы спасти свое судно, тем более, что ледоход усиливался. Произошла суматоха – явление столь обыкновенное в подобных случаях… Но, на счастье судовладельцев, в Молитовку прибыл начальник речной полиции, г. Ресин, который и восстановил порядок, давши возможность судам войти в затон, хотя последние все-таки прошли не все.
Более других пострадали буксирные пароходы: «Король» г. Мусина – снесены оба кожуха с каютами, поломаны колеса, носовая часть и обносные брусья; «Андрей» и «Даша» общества «Дружина», у которых поломаны рули, кожуха, обносные брусья и колеса, причем корпуса в нескольких местах вогнуты напором льдин. Затем незначительные поломки получили пароходы: «Князь Пожарский» Кудряшева и Чеснокова, «Александра» М.Я. Кожебаткина, «Самарец» торг. дома Андрея Зайцева и «Трудолюбивый» Березина и Сунгурова.
Но этим несчастья в Молитовском караване не ограничились… Пассажирскую пристань товарищества по р. Оке Качкова и Самгина, баржу г. Сергеева и барку крест. Корделова срезало льдом – суда эти унесло ниже каравана, кроме баржи г. Сергеева, которая затонула на месте. Барку Батькова выдвинуло на берег. Кроме того, менее значительные поломки получили пассажирские пристани «Кавказ и Меркурий» и пароходства «По Волге», учр. в 1843 г., и две баржи Сергеева и Бугрова.
(Волгарь).
(Из газеты «Волжский вестник», 1892 год, 16 (28) апреля, № 93, стр. 3. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые суда: Андрей.
Упоминаемые судовладельцы: Кашин М.М., Кожебаткин М.Я., «Дружина», пароходное общество, Качков А.В., Самгин А.П., «Кавказ и Меркурий», общество акционерное пароходное и торговое..