[1893.01] Богатейшие судовладельцы на Волге
Перепись непаровых судов, работающих на Волге, произведенная министерством путей сообщения в 1890 году, обнаружила, между прочим, факт концентрации судового дела на Волге в руках немногих торговых фирм. Из 2508 судов, отмеченных переписью, более трети оказались принадлежащими нескольким торговым фирмам, оперирующим в Приволжском крае. Богатейшими между последними являются следующие торговые фирмы:
Торговый дом бр. Черновых, имеющий в своем распоряжении 83 баржи, из числа которых одному только Гордею Чернову принадлежит 65 барж. Баржи Черновых отличаются следующими размерами: в 47 сажен длиною – 8 барж, в 46 саж. – 9, в 45 с. – 38, в 43 с. – 11, в 42 с. – 11, в 40 с. – 5 и одна баржа в 14 саж. длины. Ширина этих барж – около 5½ сажен. Лишь одна из них – это имеющая 14 сажен в длин – 4-саженной ширины. Высота барж без надстроек 1½–2 сажени. Осадка их без груза – 3 четверти, осадка при полной погрузке 13–14 четвертей. Поднимают они груза: с лишком 100 тыс. пуд. (не более 140 тыс. пуд.) – 36 барж, от 75 до 100 тыс. пуд. – 46, и до 20 т. пуд. – одна. За исключением 10 барж, занятых исключительно перевозкою хлеба, все остальные употребляются под нефть и нефтяные остатки. Сооружены они: между 1870–80 гг. – 33, остальные же после 1880 года.
Товарищество бр. Нобель располагает 73 баржами, в том числе тремя баржами длиною в 57 сажен, двенадцатью – в 38 саж., девятью – в 43 саж., 8-ю в 42 саж., 7-ю – в 34 саж., 5-ю в 40 саж., а остальные меньших размеров. В ширину большинство Нобелевских барж имеют от 5 до 5½ сажен. Посадка без груза – от 2 до 4 четвертей, при полной же погрузке – от 10 до 15 четвертей. Поднимают груза до 110 тыс. пуд. – 4 баржи, от 50 до 90 т. пуд. – 41 баржа, до 20 т. – 21 баржа, остальные – от 20 до 50 т. пуд. Перевозятся на Нобелевских баржах исключительно нефть, мазут и керосин. Большинство барж этой фирмы выстроены после 1880 года и только 19 из всего числа их сооружены между 1870–1880 годами.
Пароходное общество «Дружина» оперирует по перевозке грузов при помощи 59 барж. Флотилия «Дружины» состоит преимущественно из барж, имеющих в длину 42 сажени в ширину 5 сажен, в вышину 1½ сажени, с осадкою без груза 4 четв. 2 вершка и сидящие в воде при полной погрузке на 15 четвертей. Затем, 6 дружиниских барж имеют в длину 46 сажен, столько же барж 30-ти саженной длины, 5 барж в 43 с. длины, столько же 36 с. и 40 саженных, 3 баржи – 35 сажен, и по одной – в 38, 32, 34, 19, 18 и 24 саженных, наконец, две баржи по 15 саж. в длину. Поднимают груза до 150 тыс. пуд. 2 баржи, 140 – 1, 130 – 3, 120 – 8, 110 – 2, 100 – 7, от 50 до 100 тыс. – 27, остальные поднимают до 50 тыс. пуд., причем только две баржи обладают грузоподъемною силой ниже 10 т. пуд. Подобно Нобелевским, и Дружининские баржи занимаются, главным образом, перевозкою нефти, нефтяных остатков, керосина и мазута. Лишь 16 из всего числа Дружининских барж возят хлеб, мануфактурные и галантерейные товары. Выстроены они между 1870 и 1890 годами, причем четыре из них сооружены до 1880 года, пять между 1880–85 годами, а остальные сооружены в последнее пятилетие.
Четвертое место по количеству барж в ряду других волжских судовладельцев занимает О.П. Карпова, наследница У.С. Курбатова. В распоряжении ее имеется 57 барж, приспособленных для перевозки разных грузов под буксиром пароходов, рейсирующих между Нижним и Пермью. По размерам своим баржи Карповой распределяются: имеющих 46 саж. в длину – 1 баржа, в 45 с. – 2, в 44 с. – 3, в 43 с. – 10, в 42 с. – 12, в 33 с. – 6, в 38 с. – 4, в 35 с. – 4; барж, имеющих в длину менее 30 с. (от 20 саж.) – 5. В ширину большинство Карповских барж имеют от 5 до 5½ саж., в высоту от 1 до 1½ саж. Осадка большинства барж без груза – 3 четверти, и при полной погрузке – 14 четвертей. Грузоподъемной силою обладают: от 50 до 100 т. пуд. – 23 баржи, от 100 до 130 т. пуд. – 17 барж, остальные же в состоянии поднимать от 17 до 50 т. пуд. Девять из них начали работать на Волге и Каме между 1870–80 годами, остальные же существуют со времени после 1880 года. Перевозится на них груз разный.
Общество «Кавказ и Меркурий» владеет для транспортирования кладей 51 баржей, из которых 25 имеют в длину 40 сажен, в ширину – 5 четвертей, высоты – от 1 до 1½ саж., с осадкою без груза от 4 до 5 четв. и при полной погрузке от 10 до 12 четв.; барж, имеющих в длину от 30 до 40 сажен – 4, от 20 до 30 – десять; размеры остальных ниже приведенных, но не меньше 12 сажен. Поднимают они грузу: от 50 до 80 тыс. пуд. тридцать барж, от 40 до 50 тыс. пуд. – 1, от 20 до 26 тыс. пуд. – 8 барж, и т. д. Почти половина из всего числа Меркурьевских барж заняты перевозкою нефти, керосина и нефтяных остатков (25 барж). По времени постройки, баржи общества «Кавказ и Меркурий» распределяются следующим образом: одна существует с 1848 года, четыре построены между 1850–60 годами, одиннадцать между 1860–70 гг., восемнадцать между 1870–80 гг., и только время постройки 17 из них относится к последнему десятилетию.
Товарищество «Лебедь» оперирует на Волге при помощи 48 барж, большинство которых уступают по своим размерам вышеописанным баржам других судовладельцев. Самые большие баржи товарищества «Лебедь» имеют не более 42 сажен в длину и 5 сажен в ширину, причем таких барж имеется в распоряжении товарищества только две; затем, длиною в 41 саж. имеется две баржи, в 40 саж. – 1. Преобладающее число Лебедевских барж – в 36 сажен (18 барж) и в 38 саж. (14 барж) длиною. Сто тыс. пуд. в состоянии поднимать только 3 из них, остальные же поднимают от 50 до 100 тыс. пуд. 37 барж, от 40 до 50 тыс. – 6 барж, и по 13 т. пуд. и – 22 т. пуд. две. Почти половина (23) из всего числа Лебедевских барж перевозит нефть, нефтяные остатки и керосин. Построены Лебедевские баржи большею частью (37) в последнее десятилетие. Только 11 из них выстроены между 1870–80 годами.
Следующее место по порядку принадлежит торговому дому «Журавлева Н. сыновья». В распоряжении этой фирмы, по переписи, оказалась 41 баржа, причем 29 из этого числа имеют в длину 45 сажен, в ширину от 5 до 5½ сажен, в высоту около около 2 сажен, с осадкою без груза от 2 до 3 четверт. и при полной нагрузке от 11 до 14 четвертей аршина. Длина остальных барж от 30 до 41 сажени. Поднимают они груза: 110 тыс. пуд. 19 барж, 100 т. пуд. – 4 баржи, от 90 до 100 т. пуд. – 4 баржи, от 80 до 90 т. пуд. – 7, от 70 до 80 т. пуд. – 3, из остальных самая слабая в этом отношении в состоянии поднимать 30 т. пуд. Что касается времени сооружения журавлевских барж, то для большинства это – последнее десятилетие. Только девять из всего числа журавлевских барж выстроены между 1870–80 гг. Четыре из барж этого торгового дома заняты специально перевозкою нефти и нефтяных остатков.
Булычев Т.Ф. владеет 34 баржами, из которых 8 имеют в длину 43 сажени, 4 – 42 саж., 4 – 34 саж., 3 – 21 саж., 2 – 38 саж., 2 – 37 саж., 2 – 36 саж., 2 – 44 саж., 1 – 40 саж. и в 46, 32, 33, 31, 16 и 18 сажен длиною по одной барже. Семь из них поднимают 100 тыс. пуд., 6 – 90 т. п., 1 – 80 т. пуд., 12 от 50-ти до 75 т. пуд., остальные от 25-ти до 50 т. пуд. Время сооружения булычевских барж 1880–90 гг. Большинство этих барж (28) приспособлены для перевозки хлебных грузов.
Торговый дом Башкировых располагает 33 баржами, по размерам своим не уступающими гигантским баржам других поволжских фирм. Длина башкировских барж от 40 до 43 сажен, ширина от 5 до 5½ сажен, высота от 1 до 1½ сажени. Поднимают они груза от 50 до 80 т. пуд. каждая. Поднимающих менее этого количества лишь 7 барж. Время постройки их – последнее десятилетие, за исключением двух барж, из которых одна находится в плавании с 1877-го года, а другая с 1878-го. Кроме одной баржи, работающей по перевозке нефти, все остальные транспортируют хлебные грузы.
Наконец, заслуживают быть отмеченными в числе богатейших судовладельцев на Волге торговые фирмы: бр. Блиновы, владеющие, согласно последней переписи, 32 баржами, Ореховы – 31 баржей, бр. Каменские – 30 баржами, Марков – 27 барж, Землянов – 26 барж, Байбородин – 24 баржи, Сергеев – 22 баржи. Флотилии всех этих торговых фирм сильны не только количеством и внешними размерами входящих в состав их судов, но и грузоподъемными силами. Каждая из них в состоянии поднять враз несколько миллионов пудов разных товаров. К этому необходимо добавить, что, согласно переписи, преобладающее количество барж, входящих в состав этих флотилий, сравнительно еще новы, так как время постройки их относится в пятилетию 1886–90 годов.
(Из газеты «Волжский вестник», 1893 год, 11 (23) января, № 9, стр. 1-2. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые судовладельцы: Нобель братьев нефтяного производства товарищество, «Дружина», пароходное общество, Карпова О.П., наследница Курбатова У.С., «Кавказ и Меркурий», общество акционерное пароходное и торговое, «Лебедь», товарищество пароходное, Журавлева Ник. сыновья, торговый дом, Булычев Т.Ф., Блиновы, братья, торговый дом, Орехова Андрея сыновья, торговый дом, Каменские, братья Ф. и Г., торговый дом, Землянов С.А., Байбородин И.И., Сергеев А.Ф...