Старая версия сайта
[1893.05.10] Пожар на Волге 10 мая 1893 года у села Верхнего Услона
Вчера, в 8 часу утра, у села Верхнего Услона на Волге произошел пожар. Первоначально загорелась одна, стоявшая недалеко от берега, нефтяная баржа купца Н.А. Першина. Она была «порожняя», но внутри ее производились работы по очистке от льда, образовавшегося на дне во время зимней стоянки и до настоящего времени еще не растаявшего. Работала артель, состоявшая из 30 с лишком человек мужчин и женщин, а также нескольких матросов. В то время, как все рабочие находились в трюме, над одним из палубных люков баржи внезапно показались дым и пламя, быстро начавшие распространяться по палубе, чему в значительной мере способствовало то, что баржа была вся насквозь пропитана содержавшеюся в ней ранее нефтью. Дым и пламя с загоревшейся баржи прежде всего были усмотрены народом с берега и находившимся на «Перевозчике», возле которого и стояла эта баржа. Но, несмотря на крики этого народа, находившиеся внутри баржи рабочие не показывались на палубу. Тогда к барже устремилось несколько лодок с людьми с берега. Подплыв к ней вплотную, они взобрались на палубу пылавшего уже судна и поспешили сообщить находившимся там внутри рабочим об угрожающей им опасности. Только благодаря этому, артель рабочих не сделалась жертвою пламени. Рабочие все были перевезены на берег в лодках. Между тем, огонь с пылавшей баржи был переброшен ветром на другую Першинскую же баржу, стоявшую рядом с первою. В этой последней имелось около 30 тысяч пудов нефти, которая и не замедлила вспыхнуть. Огонь угрожал перейти и на другие баржи, стоявшие вблизи караваном, тем более, что ветер дул в их сторону. Но в это время на место пожарища прибыли два парохода – «Химик» Ушковых и «Вел. Кн. Мария» Башкировых. Они поспешили отвести в сторону те баржи из каравана, которым наиболее угрожала опасность, а затем, вместе с подоспевшим к ним на помощь пароходом ведомства министерства путей сообщения – «Свиягою», забуксировали горевшие баржи и спустили их на Волгу, поставив у правого берега в безопасные места. Там они и сгорели до днищ, пылая в течение целого дня. Обе сгоревшие баржи имели в длину по 40 сажен и были почти новые. Убытки – значительны.
(Из газеты «Волжский вестник», 1893 год, 11 (23) мая, № 118, стр. 2. Материал предоставлен Алексеем Александровым)
Упоминаемые судовладельцы: Першин Н.А...